Книги по строительству и ремонту

Каменные работы


Быт. Хозяйство. Строительство. Техника


Каменные работы
Иван Иванович Ищенко
Издательство «Высшая школа» 1987
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник «Каменные работы» предназначен для изучения комплекса строительных работ по возведению конструкций из различных видов каменных материалов. Преимущественное использование их в строительстве жилых и других зданий по сравнению с другими видами материалов ставит каменные работы в ряд наиболее широко применяемых во всех районах страны, практически на всех стройках. Для выполнения этих работ требуется большое количество рабочих-каменщиков, подготовку которых целесообразно осуществлять в организованном порядке, через систему профессионально-технических училищ, по единым программам, отвечающим требованиям обеспечения строек квалифицированными кадрами.
Настоящий учебник составлен в соответствии с программой обучения в профессиональных училищах и охватывает весь комплекс сведений, необходимых для получения квалификации каменщиков 3...4-го разряда.
В учебнике изложены сведения о видах каменных кладок и способах их возведения. Даны основные характеристики различных видов кладок и условия применения их в конструкциях зданий. С учетом основного назначения учебника — подготовки квалифицированных рабочих каменщиков — в книге подробно изложены рациональные приемы выполнения работ и способы возведения кладок. При этом особое внимание уделено использованию современных приспособлений, инструмента и рациональной организации работ и рабочих мест, обеспечивающих высокую производительность труда и хорошее качество работ. В учебнике также приведены необходимые сведения о правилах безопасного выполнения работ на стройках, а также об организации строительного производства, которые надо знать квалифицированному рабочему.
В настоящем издании учтены новые достижения в части усовершенствования приемов выполнения кладки и организации работ, в том числе по наиболее прогрессивной форме — подрядными бригадами.
Автор
ВВЕДЕНИЕ
Капитальное строительство имеет большое значение в решении экономических и социальных задач народного хозяйства. Все преобразования в промышленности, на транспорте ив других областях производства в жизни советских людей непосредственно связаны со строительством. От реализации программ по капитальному строительству зависит успех дальнейшего расширения производственных мощностей и улучшение жилищно-бытовых условий населения.
Осуществление задач по последовательному укреплению материально-технической базы общества и улучшению благосостояния народа требует непрерывного увеличения объемов строительства во всех отраслях народного хозяйства. Наиболее наглядно это проявляется в социальной сфере. Созданная в стране индустрия домостроения позволяет почти каждый день сдавать в эксплуатацию около 6 тыс. новых квартир.
Однако достигнутые объемы строительства жилых домов далеко не удовлетворяют возросшие потребности населения. Народной властью страны выдвинута задача всемерного расширения масштабов жилищного строительства, чтобы каждую семью обеспечить отдельной квартирой или жилым домом. Для выполнения этой задачи потребуется уже в ближайшие 10... 15 лет вдвое увеличить объем строительства жилья, максимально используя имеющиеся в каждом регионе местные каменные материалы, местное сырье, пригодное для изготовления каменных стеновых изделий: кирпича, камней, блоков, панелей.
Из каменных материалов — кирпича, керамических и бетонных камней, крупных блоков — из бетона и природного камня возводят большое количество зданий и сооружений различного назначения. В жилищном строительстве, например, свыше 40 % зданий строится из мелкоштучных каменных материалов (кирпича, камней, блоков). В связи с этим на стройках сейчас около 700 тыс. рабочих заняты выполнением каменных работ.
Для выполнения поставленной задачи по улучшению жилищных условий населения страны потребуется повсеместно не только расширять индустрию домостроения, но и решительно развивать строительство усадебных и индивидуальных малоэтажных кооперативных домов. Естественно, что при этом возрастет потребность в квалифицированных рабочих-мастерах каменных работ, причем таких, которые умеют возводить здания и сооружения из различных видов каменных материалов и из различных видов кладок. Мастерство каменщика, так принято с давних пор называть рабочего-специалиста по возведению строительных конструкций из каменных материалов, его знания и умение имеют первостепенное значение. Без знания свойств и условий работы материала, свойств и конструктивных возможностей каменной кладки, без умения качественно выполнить ее невозможно возвести надежную конструкцию, построить долговечное здание или сооружение из каменных материалов. Качество кладки — это не только ее эстетический внешний вид, а прежде всего способность воспринимать и выдерживать внешние воздействия, обусловленные назначением возведенной конструкции, надежность и долговечность ее при эксплуатации. Поэтому каменщик, еще до того, как он начнет как профессионал возводить каменные конструкции на стройках, должен научиться качественно выполнять все операции и процессы кладки.
Не только от мастерства каменщика, но и всех работающих на стройках непосредственно зависит также, насколько экономно будут затрачиваться материально-технические и трудовые ресурсы, выделяемые на строительство объектов. При огромных объемах капитального строительства, осуществляемого в стране, экономное использование средств и материалов на стройках — одна из актуальнейших задач. Поэтому важно непрерывно совершенствовать технологию и организацию производства и труда рабочих на стройках и за счет этого добиваться сокращения продолжительности и улучшения качества строительства, снижения затрат труда и расхода материалов. Это требование имеет непосредственное отношение ко всем видам работ, и в том числе к производству каменных работ, где за счет умелого применения рациональных приспособлений и инвентаря, а также средств механизации можно полностью исключить потери раствора, кирпича, камней и других материалов.
Применение прогрессивной организации труда обеспечивает в строительстве высокую производительность труда, ускорение ввода в действие новых зданий и сооружений, что очень важно в целом для народного хозяйства, для каждого члена социалистического общества.
Большое значение для повышения эффективности строительного производства имеет рост профессионального мастерства рабочих. При современном уровне развития строительной техники нельзя стать хорошим строителем без систематического повышения квалификации, без знания передовой технологии и организации работ. Каждый рабочий должен хорошо изучить, освоить и в практической работе творчески применять прогрессивные методы труда, искать пути повышения его производительности, снижения стоимости строительства. Необходимо помнить, что от результатов работы каждого зависит конечный итог общественного производства, возможности более полного удовлетворения растущих общественных и личных потребностей. Строительство — одна из основных отраслей народного хозяйства, она занимает ведущее место среди других отраслей и по количеству используемых ресурсов и по числу работающих в ней специалистов и рабочих. Во всех видах производственной деятельности, непосредственно участвующих в процессах возведения зданий и сооружений, занято около 10 млн. человек (включая работающих непосредственно на стройках и на предприятиях по изготовлению строительных деталей и конструкций, а также занятых эксплуатацией средств механизации и транспорта и в подсобных предприятиях строительно-монтажных организаций). Для обеспечения столь большой потребности в квалифицированных кадрах необходима широкомасштабная подготовка их. С этой целью в стране создана широкая сеть профессионально-технических училищ и учебных комбинатов, в которых проходят обучение сотни тысяч юношей и девушек, будущих строителей. Профессионально-технические училища стали основным источником планомерного пополнения строек и предприятий строительной индустрии квалифицированными кадрами рабочих. Обучение в них постоянно совершенствуется, а конечная цель: дать учащемуся возможно большее знание теоретических основ изучаемого предмета (специальности), а также научить выполнять строительно-монтажные работы с высоким профессиональным мастерством. С этой целью при обучении должно обеспечиваться полное сочетание теоретических и практических занятий.
В профессионально-техническом училище учащийся должен освоить строительные процессы, выполняемые при производстве каменных работ. При изучении предмета «Технология каменных работ» и прохождении производственного обучения учащийся должен освоить принципы организации и методы возведения каменных конструкций и монтажа сборных элементов в каменных зданиях, а также принципы организации труда рабочих в звеньях и бригадах, правила техники безопасности на строительстве. Задача данного учебника — дать учащимся необходимые сведения о производстве каменных работ, выполняемых при возведении гражданских зданий. В итоге изучения предмета каждый учащийся должен знать и уметь выполнять работы, относящиеся по Единому тарифно-квалификационному справочнику (ЕТКС) к 3... 4-му разряду, а также уметь выполнять более сложные каменные работы совместно с рабочими высших разрядов.
О частях зданий и производстве строительных работ
§ 2. Основные элементы и конструктивные схемы зданий
§ 3. О строительных работах
§ 4. Виды строительно-монтажных работ
Общие сведения о каменной кладке
§ 6. Правила разрезки и элементы каменной кладки
§ 7. Прочность и устойчивость каменной кладки
Кирпичная кладка
§ 9. Кладка. Инструменты и приспособления для кирпичной кладки
§ 10. Транспортирование, складирование, подача и раскладка кирпича на стене
§ 11. Подача, расстилание и разравнивание раствора
§ 12. Способы кладки. Виды расшивки швов
§ 13. Кладка стен и углов
§ 14. Кладка столбов и простенков
§ 15. Армированная кирпичная кладка
§ 16. Кладка стен облегченных конструкций
§ 17. Кладка перемычек и колодцев
§ 18. Устройство деформационных швов
§ 19. Подмостки и леса
§ 20. Организация труда каменщиков
§ 21. Контроль и требования к качеству кладки
§ 22. Особенности возведения каменных конструкций в сейсмоопасных районах
§ 23. Правила техники безопасности
Бутовая и бутобетонная кладка
§ 25. Бутобетонная кладка
§ 26. Организация работ
§ 27. Правила выполнения бутовой кладки
Кладка из керамических и искусственных камней
§30. Смешанные кладки
§31. Кладка перегородок
§34. Лицевая кладка
Лицевая кладка и облицовка стен
§ 35. Декоративная кладка
§ 36. Кладка стен с облицовкой плитами
§ 37. Качество работ
Гидроизоляция каменных конструкций
§39. Приготовление мастик и устройство гидроизоляции
§40. Качество работ
§41. Техника безопасности
Геодезические работы на стройке
§43. Геодезические приборы и инструменты
§44. Разбивочные работы. Перенесение осей и отметок
§45. Геодезический контроль качества строительно-монтажных работ
Монтажные работы при возведении каменных зданий
§ 47. Монтажные механизмы, приспособления и инструменты
§ 48. Приемка и складирование сборных конструкций
§ 49. Подготовка элементов к подъему. Строповка
§ 51. Монтаж фундаментов и стен подвала
§ 52. Монтаж сборных железобетонных элементов в кирпичных зданиях
§ 53. Монтаж крупнопанельных перегородок
§ 54. Монтаж перекрытий
§ 55. Монтаж санитарно-технических кабин, мусоропроводы, лифтов
§ 56. Качество монтажа
Каменные и монтажные работы зимой
§ 58. Кладка способом замораживания
§ 59. Кладка на растворах с химическими добавками и с последующим оттаиванием и прогревом
§ 60. Бутобетонная кладка
§ 61. Требования к монтажу сборных конструкций
§ 62. Оттаивание кладки
Ремонт и восстановление каменных конструкций
§ 65. Разборка, ремонт и восстановление кладки
§ 66. Усиление и подводка фундамента
§ 67. Ремонт облицовки
§ 68. Техника безопасности